Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Древнетюркский или раннетюркский период, как широкое культурно-историческое понятие, - это длительный период в истории алтаеязычных племен, входивших в состав крупной этносоциальной федерации, созданной тюркоязычными правящими династиями.
В этот период происходило возникновение, расцвет и падение крупных раннесредневековых государственных форм, таких как гунны, плиаты, чуузы, тюрко-туки и уйгуры, а также кыргызы во главе с Енисеем и кимако-кипчаки во главе с Иртышом. На протяжении всего этого периода постепенно складывался и формировался палео-тюркский культурный комплекс, наиболее яркими элементами которого являются погребальные ритуалы (с конскими захоронениями), некоторые предметы материальной культуры (в основном поясные наборы, доспехи и снаряжение для верховой езды), резьба по камню и орхоно-енисейская руническая письменность.
Изучение этих элементов проводилось систематически и со значительным успехом, благодаря раскопкам многочисленных могильников, разбросанных по обширным территориям центральноазиатской степи. С другой стороны, исследования факторов, способствовавших расселению некоторых кочевых народов, способствовавших формированию городской культуры, ремесел и производства, были недостаточными: до XIX века ученые, изучавшие коренных жителей Сибири и Центральной Азии, не предполагали, что в этом регионе могла развиться столь развитая цивилизация. Однако открытие и научное изучение древних городских поселений, начавшееся в конце XIX века (Ядринцев, 1890; Clements, 1895), подорвало ранние представления о роли и значении городов в ранних кочевых культурах.
Систематические исследования древних городов Центральной Азии были начаты С.В. Киселевым в 40-50-х годах XX века. Киселев С.В. и Евтюхова Л.А. (Евтюхова, 1949; Киселев, 1949; Киселев, 1957) предоставили обширный материал для изучения степени фортификации и взаимодействия кочевников с земледельческими регионами, такими как Китай и Согдийская область.
Результаты Саяно-Алтайской экспедиции АН СССР стимулировали активные поиски и изучение кочевых городов в Монголии и Саяно-Алтайском регионе, Кызласов Л.Р., Вайнштейн С.И., Соенов В.И., Готлиб А.И., Кызласов И.Л., Данилов С.В., Парлаэ Х. и др. Исследования по развитию городов и городской культуры Семиречья и Средней Азии в изучаемый период в основном представлены в работах Бартольда В.В., Массона М.Э. и Бернштама А.Н. и отражены в обобщающих трудах Быпакова К.М. и Зинякова Н.М. (Быпаков, 1989; Зиняков, 2019).
В настоящее время археологические исследования хорошо освещают не только оазисные города Центральной и Средней Азии, но и памятники периода правления гуннов, Уйгурского и Кыргызского каганатов, Монгольской империи в Саяно-Алтайском регионе. Однако градостроительство I и II периодов Тюркского каганата изучено недостаточно хорошо. Одной из причин этого может быть то, что города этих периодов были полностью разрушены. Возможно, тюркские города были повторно использованы в уйгурский, кыргызский и монгольский периоды.
Цель курсовой работы: изучить городскую культуру в раннем Средневековье
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть социально-экономическую и общественно-политическую жизнь средневекового города
2. Рассмотреть особенности средневековой культуры
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ СРЕДНЕВЕКОВОГО ГОРОДА
Важнейшим последствием арабских завоеваний для Центральной Азии стало значительное укрепление ее связей со странами Ближнего Востока. В Среднюю Азию переселилось множество арабов, персов и других этнических групп, а в западных государствах Средней Азии появились коренные среднеазиаты. Экономические и культурные связи с западными государствами часто приобретали характер постоянного обмена в рамках единого государственного образования.
Таким образом, социальные процессы становились общими или очень похожими для всех стран Ближнего Востока. Советская наука считает, что феодальные отношения в Средней Азии начали развиваться еще в период до арабского завоевания. Однако только после арабского завоевания новая внешняя форма феодальных отношений оформилась в определенные правовые нормы, общие для всех стран Ближнего Востока.
Характер земельных отношений, сложившихся уже в первые века после арабского завоевания и принявших определенную форму в X веке, можно реконструировать с достаточной определенностью. Для до арабского периода по атрибутивным отношениям земли можно судить только об одной категории.
Эти земли явно обрабатывались крестьянскими общинами и в той или иной форме эксплуатировались диканом; к X веку в литературе описываются три основные категории земель - государственные, частные и вакф (церковь); между X и XI веками появляются новые формы феодальной собственности на землю стали появляться новые формы феодальной собственности на землю. Это было ренальное землевладение, известное как «икт» в Центральной Азии и на Ближнем Востоке. Государственные земли предоставлялись военным и гражданским служащим на правах икта, то есть условного владения. При этом размер пожалования и права получателя не менялись. Уже с X века временные пожалования стали превращаться в пожизненные и даже наследственные.
Крупные феодалы расширили свое право на сбор рентных налогов в свою пользу и стали удельными правителями с административными, судебными и другими иммунитетами. Мелкие пожалования за заслуги в эпоху Саманидов не производились, но было много примеров пожалования целых областей или городов: в IX-XIX вв. такими областями были Бухара, Чач (Ташкент), Ташкент и Бухара (Ташкент). Бухара, Чач (Ташкент), Самарканд, вся Фергана и ее города. Эти пожалования были временными, но, как правило, наследственными. Получатели пожалований полностью или частично собирали в свою пользу рентный налог. Кроме того, они обладали рядом прав, в том числе правом чеканить медные монеты со своим именем. Наиболее независимые из них вообще не помещали имя саманийского монарха на такие монеты.
По сути, такие области или районы с городами становились апаназскими вотчинами в руках поданных. В последующие века сложилась система феодальных пожалований, охватившая более широкие слои феодального общества и ставшая наиболее характерной феодальной системой в области земельных отношений. Со времени арабского завоевания в Средней Азии получило широкое распространение поземельное налогообложение (каладж) в пользу казны. Земельные налоги взимались как в натуральной, так и в денежной форме. Их абсолютный размер варьировался, но общей тенденцией было увеличение по мере укрепления феодальных отношений.
Исследования показали, что сбор хараджа достигал от 7 г до 7 г. Важнейшим фактором в этот период стало появление большого количества безземельных крестьян. Причинами массового появления безземельных крестьян стали естественный прирост населения, ограничения на владение землей из-за нехватки водных ресурсов и, самое главное, приватизация земли. Частная собственность породила новую форму эксплуатации крестьян - пеонаж, который стал основной формой эксплуатации на протяжении всего Средневековья. Земля делилась на участки и сдавалась в аренду отдельным крестьянам на условиях, диктуемых землевладельцем. В ситуациях, когда земельная собственность была низкой, крестьян, готовых арендовать землю на любых условиях, было более чем достаточно.
Доля продукции, которую такие арендаторы должны были выплачивать владельцу, всегда была выше, чем карадж, выплачиваемый общинными крестьянами в пользу государства. С распространением аренды и переходом от временного к наследственному владению система эксплуатации за счет аренды стала важнейшей, если не самой всеобъемлющей, во всей системе феодальной эксплуатации крестьянства.
Другим важным фактором экономической жизни этого периода был неуклонный и постепенный рост городов. Это во многом определялось описанной выше ситуацией в сельской местности. В города стекалось большое количество крестьян, не имевших земли для заработка, и они становились основным резервом для пополнения ремесленного населения. Землевладельцы освобождались от необходимости постоянно жить в деревне, получая арендную плату с крестьян, которые затем надолго оседали в городах.
Таким образом, потребительская база ремесел значительно расширилась. Изменился и облик городов. Относительно небольшие поселения, окруженные стенами, в которых доминировала правящая цитадель, превратились в многолюдные пригороды, известные на арабском языке как «рабады». Именно в этих пригородах, населенных купцами и ремесленниками, бился пульс городской жизни: многочисленные документы, сохранившиеся с X века, особенно географические, дают богатый материал, характеризующий интенсивную деятельность городов и городского населения Центральной Азии того времени. к X веку города Центральной Азии становятся крупнейшими ремесленными производствами. К X веку города Центральной Азии становятся крупнейшими центрами ремесленного производства на Востоке.
Во-первых, различные текстильные изделия, производимые в разных городах страны, приобрели мировую известность. Например, особенно славились ткани из Мерва, Бухары и Самарканда. Они изготавливались из хлопка, шерсти, шелка и льна. Также процветали кожевенное производство и металлообработка, а в IX-XIX веках получило бурное развитие керамическое производство. С изобретением глазури среднеазиатские ремесленники научились превращать глиняную посуду в настоящие произведения искусства. Высокого уровня достигло и стеклоделие. Рост ремесленного производства привел к таким явлениям в экономической жизни, как заметная региональная специализация сельского хозяйства. Например, в одних районах выращивали в основном хлопок, в других - шелк-сырец, в-третьих - растительные красители. Развитие городских ремесел способствовало росту добычи полезных ископаемых - драгоценных металлов, меди, железа, драгоценных и полудрагоценных камней, различного химического сырья. Параллельно с развитием ремесел небывалый размах приобрела национальная и международная торговля.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Додхудоева Л.Н. Художественная культура книги Средней Азии и Индии XVII и XIX веков. - Душанбе, 2001 г.
2. Ермишина Надежда Дмитриевна Европейское средневековье в контексте понятий западный и восточный типы культуры // Евразийский Союз Ученых. 2015. №10-3 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evropeyskoe-srednevekovie-v-kontekste-ponyatiy-zapadnyy-i-vostochnyy-tipy-kultury (дата обращения: 10.03.2025).
3. Жак Ле Гофф Цивилизация средневекового запада. - М.: Прогресс - Академия, 1992.
4. Иванов К.А. Многоликое средневековье. - М.: Алетейя, 1996.
5. Иванов К.А. Трубадуры, труверы, миннезингеры. - М.: Алетейя, 1997.
6. История Европы в 8 т. Т.2. - М.: Наука, 1992.
7. История средних веков / Под ред. С.П. Карпова. - М.: Инфра-М., 2000.
8. Левицкий Е.А. Город и феодализм в Англии. - М.: Прогресс. 1987.
9. Мировая художественная культура / Под ред. Проф. Б.А. Эренгросс. - М.: Высшая школа, 2001.
10. Морозов С. Д. Средневековая Европа: культура V-XI веков // Norwegian Journal of Development of the International Science. 2018. №18-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/srednevekovaya-evropa-kultura-v-xi-vekov (дата обращения: 10.03.2025).
11. Пастуро М. Символическая история европейского Средневековья. — Санкт-Петербург: Alexandria, 2012.
12. Редькова И. С. Город глазами средневекового монаха. — Москва: Петроглиф, 2020.
13. Сванидзе А. Средневековый город - вертикаль прогресса // Знание-сила, 1995, №3. С. 54-66.
14. Сухарева О.А. Позднефеодальный город. Бухара конца Х1Х - начала ХХ в. Ремесленная промышленность. - Ташкент, 1952. - С. 5.
15. Хейзинга Й. Осень средневековья. - М.: Тандем, 1988.
16. Хрестоматия по истории Средних веков. Т. II. / Под ред. Н.П. Грацианского, С.Д. Сказкина. М., 1950.
17. Чехович О. Д. Бухарская рукопись ХVIIIвека «Убайдулло-нома»// Проблемы источниковедения. - Вып. VIII. -Москва, 1959. - С. 206.
18. Ястребицкая Я.А. Становление городской культуры. - М.: Открытое общество, 1998.